Театры Тюмени Фото театров Тюмени Актеры театров Тюмени Пресса о театрах Тюмени Обратная связь

29.01.2009 - Театру – жизнь, Окуневу – цветы

«Команда театра «Ангажемент» могла бы показать любой готовый и «обкатанный» спектакль в честь актера-юбиляра. Нет, пошли по трудному пути. Стали готовить премьеру. Причем взялись за непростой материал – за пьесу неоднозначного Николая Коляды, в которой (сразу и не разберешь) то ли смешное трагично, то ли трагичное – смешно. В спектакле «Носферату», поставленном уральским режиссером Олегом Гетце, узнается фирменный почерк драматурга. Во всех пьесах Коляды, идущих в «Ангажементе», – крутой жизненный замес.

У одинокой Амалии Носферату, главной и единственной героини постановки (если не считать говорящей вороны), жизнь – не сахар. Старуха живет в окружении ненужных вещей, которые уже не наполняют ее мир, а загромождают его. Но она эти вещи считает редкими. Ведь таких нигде не найти. Самой-то Амалии они ни к чему. А выбрасывать жалко. Вот она и решила подарить их областному драмтеатру. Для новых постановок.

Амалия Носферату – прапраправнучка декабристки и потомка вампиров, изготовлявшего гробы (так гласит семейная легенда). Саму героиню это обстоятельство весьма забавляет, но фамилия нравится – иностранная! Ничего в бабке вампирского нет – платье в горох, заляпанный фартук, стоптанные башмаки да выбивающаяся из этого ансамбля шляпка с перьями – «долгое эхо» дворянского происхождения. Словом, обычная старушенция, каких много. Однако человеку из театра она не без удовольствия напоминает о своем происхождении. «Лучше один раз живого мяса поесть, чем всю жизнь питаться мертвечиной», - повторяет она. При этом сама никогда чужой крови не пила. Напротив, была «донором» для покойного мужа-деспота. Теперь швыряет на пол его папку с газетными вырезками. Он всю жизнь собирал некрологи. Может, пригодится в облдрамтеатре?

Амалии кажется, что в новых постановках всякой ее вещи найдется место. И радиоприемнику «Дельфин» («нужно только купить батарейку «Крона»), и конторке с чернильницей, пережившей декабристку, и старому будильнику, который не ходит (ну да это и не важно для постановки). Она готова отдать театру даже портрет погибшего сына! Носферату хотелось бы избавиться от прошлого, которое давит на нее своим грузом. Все, что ее окружает, напоминает о былом.

Амалия достает из пыльных чемоданов обломки своей прежней жизни, и (ей-ей, не вру!) по залу разносится запах старчества. Что это – сила воображения, или в «Ангажементе» где-то раздобыли специальный ароматизатор?

Вот в руках старухи появляется красный бантик, и она оборачивается девочкой, мелком рисующей классики. Вот достает из завалов парик и белые туфли. И зритель видит перед собой молодую женщину. А вот на ее голове появляются бигуди, и Амалия превращается в замордованную домохозяйку.

В нескольких чемоданах вся жизнь Носферату. И она отдает ее театру…

Я сознательно с первых строк не стала упоминать, что роль Амалии Носферату исполнил Леонид Окунев. Потому что «исполнил» – это не то слово. Актер растворился в образе. Переоделся и преобразился прямо на сцене. Натянул платье, нацепил шляпку с кудельками и… исчез. Осталась сгорбленная Амалия с оттопыренной губой и трясущимися руками, которая и взяла в эти руки весь зал.

Бенифицианту, думаю, было нелегко. Он один разговаривал с залом. Пронзительный монолог,да еще от лица старой женщины, во время которого зрителю становится и смешно, и горько – это фигура высшего пилотажа.

Помогал Леониду Григорьевичу замечательный артист Игорь Кудрявцев, сыгравший роль говорящей вороны и ряд бессловесных персонажей: соседского мальчишки, жениха, мужа-деспота, сына. Не будь такой поддержки, Окуневу в прямом смысле пришлось бы, как выразился Олег Гетце, «вертеться на пупе».

На поклон Окунев и Кудрявцев вышли вместе с автором пьесы Николаем Колядой и художником-постановщиком Игорем Сидоровым. После спектакля была еще торжественная часть. Поздравить именинника пришли представители власти, коллеги-актеры, друзья и просто ценители его артистического дара. Принесли цветы, подарки и веселое настроение, о котором мечтал юбиляр.

Николай Коляда – «Кино, известность, деньги – это все хорошо. Но каждый артист понимает, что самое главное – театр. То, что происходит здесь и сейчас. Вместе со зрителем».

Ирина ТАРАБАЕВА, "Тюменские известия"

Назад к статьям...





Информация о театрах города Тюмени. История театров Тюмени. Актеры тюменских театров. Отзывы прессы.